Sound Blaster Жив! Жил и будет жить! Creative Labs выпустила новую карту из своей знаменитой серии SoundBlaster. Эту карту ждали давно, еще этой весной на выставке КОМТЕК сотрудник Creative Labs рассказывал, какая чудесная это будет карта. На их стенде в это время говорили о SB AWE64 и SB AudioPCI, но представитель Creative говорил, что все это ерунда, вот выйдет в конце июня - начале июля SB Live! - это будет сенсация. Вышел, именно по этому я и пишу сейчас этот обзор.
Достаем карту из коробки, фотографируем и вставляем в компьютер. Но, позволю себе заставить вас
немного потомиться в ожидании, и расскажу о самой карте.
Сердцем SB Live! является чип EMU10K1, сейчас это самый мощный DSP (Digital Signal Processor - Цифровой Сигнальный Процессор) присутствующий на рынке звуковых карт. Быстродействие процессоров измеряется в MIPS (Million Instruction Per Second - Миллион Инструкций В Секунду). Например, Guillemot Home Studio Pro имеет DSP с производительностью 50 MIPS, а DSP в SB AWE64 показывает производительность около 36 MIPS. EMU10K1 состоит из 2 миллионов транзисторов и имеет производительность около 1000 MIPS. Для сравнения Intel 486DX имеет 1,2 миллиона транзисторов. Мощность EMU10K1 соответствует мощности Pentium 90 полностью выделенного под обработку звука.
EMU10K1 разгружает основной процессор, беря на себя вычисления связанные со звуком. Он использует 32 битную обработку звука и может выдавать звук с частотой до 48kHz используя новую разработку фирмы Creaive Labs, 8 точечную интерполяционную систему. Так же заявлено отношение сигнал/шум менее -96dB. SB Live! поддерживает полное аппаратное ускорение DirectSound, DirectSound3D и DS3D с Environmental Audio eXtensions (EAX). EAX - это открытый интерфейс прикладного программирования (API), который является расширением DirectSoudn3D API и разработан в сотрудничестве с Microsoft.
Если любите слушать MIDI, то здесь Вас ждет приятный сюрприз. SBLive! может одновременно воспроизводить до 256 каналов MIDI инструментов, из которых 64 аппаратные с 8 точечной интерполяционной технологией и 192 PCI wavetable. Банки инструментов размером от 2Mb до 32Mb загружаются в системную память. Для примера: SB AWE64 имеет 32 аппаратных и 32 программных канала MIDI.
Плата имеет
четыре внешних позолоченных разъема: для
микрофона, линейного входа и два выхода на
колонки. Внутренние разъемы на плате
обеспечивают подключение: модема, TAD, I2S, speaker, CD
через аналоговый и цифровой вход. Обычно CD
подключается к звуковой карте через аналоговый
вход, но на большинстве CD приводов есть еще и
цифровой выход. Это разъем с двумя штырьками,
вместо четырех для аналогового выхода. При
подключении звуковой карты к цифровому выходу CD
привода, сигнал будет идти не на колонки
подключенные к линейному выходу карты, а на
устройство подключенное к разъему S/PDIF. На
дочерней плате цифрового ввода/вывода
расположены: MIDI вход и выход, вход/выход S/PDIF и
выход для подключения цифрового многоканального
усилителя (Digital DIN). Дочерняя плата подключается к
SBLive! при помощи кабеля напоминающего
IDE шлейф. Эта дочерняя карта может расширить
возможности карты до поддержки конфигурации из 8
колонок, которую (конфигурацию) Creative сделает
позже.
|
Ну и коротко о требованиях предъявляемых картой к компьютеру: Минимум - Pentium 133Mhz, 16Mb ОЗУ и ещё 72Mb свободного места на диске, Рекомендуемые - Pentium 166Mhz и 32Mb ОЗУ. Но чем больше, тем лучше :-). Особенно памяти, ведь в системной памяти компьютера приходится хранить банки инструментов MIDI (sound fonts), конечно это можно подкачивать с винчестера по мере необходимости, Вы же не хотите, что бы при воспроизведении вашего любимого MIDI звук заикался.
Ну, вот карта вставлена в
компьютер следующей конфигурации:
CPU | Intel PentiumII 400MHz |
M/B | ASUS P2BLS |
RAM | 128Mb SPD 6ns |
OS | Windows 98 |
Windows 98 сразу
обнаружила новое устройство и потребовала к нему
драйвера. После установки драйверов и
перезагрузки, драйвера написали, что они сейчас
там все донастроят и это может занять до пяти
минут. Ну ладно, засекаем пять минут. По
прошествии 5 минут картина не изменилась. Ладно,
перезагружаемся снова, и ЕСТЬ ЗВУК! В меню Свойства
Системы появились новые пункты (два Voodoo2 это
Obsidian X-24). Хочется отметить, что драйвера и софт
инсталлировались без каких-либо проблем. Карта
сама заняла свободное прерывание (IRQ 9), для SB AWE64
Gold приходилось вручную указывать ресурсы, Plag &
Play срабатывал неправильно. Сразу пробуем оценить
качество MIDI, но оно оказывается так себе.
Оказалось, что надо было установить, через что мы
будем воспроизводить MIDI.
После выбора нужного
пункта карта раскрыла все свои возможности.
Честно говоря, по качеству проигрывания MIDI карта
заметно превосходила SB AWE64 Gold. Все-таки и каналов
больше, и четыре колонки... А при проигрывании MIDI
файла со специальным загружаемым банком
инструментов для него, трудно было поверить, что
это не обычная звукозапись. Вы можете прослушать
часть записи воспроизведения этого MIDI в wav
формате, нажав сюда (MPEG Layer-3 121Kb) или сюда (11 025 Hz; 8 Bit; Mono; 163K). Но
без загрузки специального банка инструментов
звучание было совсем другим.
Сама карта поставляется с 3 (тремя!) CD, на которых
записаны утилиты и программы:
MixMan Studio - Эта программа позволит вам создавать собственные музыкальные композиции.
Cakewalk Express gold 6.0 - Полная версия отличной программы для работы с MIDI.
Unreal Special Version - Эта демо-версия игры оптимизирована для Environmental Audio eXtensions.
Sound Forge XP 4.0d - Полная версия признанной стандартом программы для работы со звуком.
Jamm HIT Session 2.12.1 - Похожа на Cakewalk , но более простое управление.
Набор утилит так же
разнообразен. Все управление собрано в
AudioHQ Applet, здесь
находятся пиктограммы всех утилит, которые
управляют финкциями SBLive!
. Отсюда производятся все настройки
SBLive!. Пиктограмма
AudioHQ Applet также
устанавливается в tray (это там где часы и
индикатор клавиатуры) и в панель управления.
Нажав на неё, Вы попадете сюда:
При помощи утилиты
SoundFont загружаются
и настраиваются банки MIDI инструментов. По
умолчанию SBLive!
устанавливает банк объёмом 4Mb, но Вы легко можете
заменить этот банк на банк в 2Mb или в 8Mb. Каждый
банк имеет одинаковый набор инструментов, но они
отличаются качеством звучания. Вы можете иметь
несколько одновременно загруженных в память
банков.
В панели Configure Instrument
вы можете назначить каждому MIDI
инструменту специальный банк. Большинству
людей эта возможность не понадобится, если
только Вы не начнете создавать свои собственные
MIDI композиции.
В панели Options
можно задать размер кэша для
SoundFont. Размер кэша
должен быть не менее суммы размеров банков
загруженных одновременно в память. Размер кэша
не блокирует участок системной памяти для
монопольного использования, он динамически
выделяется из общей памяти, и в случае надобности
может быть помещен в файл подкачки, если Windows
понадобится память для выполнения текущих
приложений.
Утилита Device
Controls отвечает за так
называемые низкоуровневые параметры..
В панели Wave
Вы можете указать, сколько звуковых файлов может
воспроизводиться одновременно. И хотя Вы можете
указать до 32 одновременно работающих звуковых
сессий, но в жизни максимально возможное число
сессий как правило будет лишь 5. Это зависит от
мощности вашего компьютера. И это не имеет
отношения к работе под Direct
Sound и Direct
Sound 3D.
В панели MIDI
можно включить эмуляцию WaveBlaster
. Это важно для DOS
игр, которые не могут на прямую
поддерживать Creative Labs Advanced Wave
Effects или AWE
. Эта опция будет отключена, если в
системе уже установлена SoundBlaster
16 или её эмуляция.
В панели Options
Вы можете выбрать активное устройство.
Утилита KeyBoard
это обычная MIDI клавиатура. Здесь можно
точно настроить параметры работы MIDI интерфейса,
для этого возможно придется воспользоваться
утилитой SoundFont.
С помощью утилиты
Sound Graph можно
контролировать уровень на входных каналах.
Утилита Mixer
позволяет полностью контролировать
уровень мощности каждого канала.
А утилита Speaker
используется для настройки колонок,
особенно она полезна, когда Вы используете 4
колонки. В setup
есть уже готовые настройки к более чем 50
играм. В той же панели есть пиктограммы
источников звуков. Перетаскивая их из
Panning Source, Вы можите
сами расставить источники звуков.
В панели Options
Вы можите включить Creative
Multi-Speaker Surround (CMSS). CMSS
использует технологию изменения фазы и задержки некоторых частот для создания
пространства звука.
Утилита Environmental
Audio позволяет управлять
разными эффектами, менять тип реверберации
(повторение), управлять эффектом хора, создавать
эффект присутствия в лесу или в городе, в пещере
или под водой, в концертном зале или туалете :-).
Причем для каждого типа воспроизведения (wave, MIDI, CD
Audio, ...) можно задать свои, уникальные установки.
Совместимость | |
Windows | |
DirectSound | Да |
DirectSound3D | Да |
DirectSoundCapture | Да |
UnReal | Да |
Quake 2 | Да |
Quake | Да |
DOS | |
Quake | Нет |
Doom v1.9 | Нет |
В заключение, хочется остановиться
на одном программном продукте, который входит в
состав стандартной поставки. Это - UnReal SE. Первая
игра, использующая EAX. Скажу сразу, такого я ещё не
слышал. Это действительно прорыв в 3D звуке.
Четыре колонки создают полный эффект
присутствия. Звук в UnReal и UnReal SE на
SB Live! имеют мало общего.
Звук стал реальным. На втором уровне, если
подойдти к обрыву, то слышен шум водопада (этого
нет в обычной игре), слышно как гильзы падают на
пол, слышно как диски рикошетят по стенам. Игра
стала другой, более реалистичной. Звук стал
живым.
В настоящее время в Москве SB Live!
продается по цене около 200$ (это без
колонок, так называемый value
edition), но это цена при доставке
по серым каналам. В сентябре должны начаться
официальные поставки в Россию, предполагаемые
(все может измениться, ситуация в стране вон
какая) цены: 99$ - без колонок и 199$ c колонками
Cambridge SoundWorks (четыре колонки и subwoofer). Так что я всем
рекомендую дождаться начала официальных продаж,
ну а если Вы, прочитав эту статью, возжелаете эту
карту немедленно приобрести, то Вы тоже не будите
разочарованы.
SB Live! - Это новый
этап развития 3D звука. Если ускорители
трехмерной графики стали уже привычными, то
ускорители 3D звука ещё только завоёвывают рынок.
В скором времени 3D ожидается оживление на рынке
звуковых карт, Aureal так же продвигает свой
стандарт 3D звука. Нам предстоит стать
свидетелями битвы титанов. По сегодняшний SB Pro
является стандартом de facto для игр под DOS .
Удастся ли Creative Labs установить новый стандарт в 3D
звуке, как когда-то стандартом стал SoundBlaster Pro?...