Sound Blaster Live!

Sound Blaster Жив! Жил и будет жить! Creative Labs выпустила новую карту из своей знаменитой серии SoundBlaster. Эту карту ждали давно, еще этой весной на выставке КОМТЕК сотрудник Creative Labs рассказывал, какая чудесная это будет карта. На их стенде в это время говорили о SB AWE64 и SB AudioPCI, но представитель Creative говорил, что все это ерунда, вот выйдет в конце июня - начале июля SB Live! - это будет сенсация. Вышел, именно по этому я и пишу сейчас этот обзор.

Достаем карту из коробки, фотографируем и вставляем в компьютер. Но, позволю себе заставить вас немного потомиться в ожидании, и расскажу о самой карте.

SBLive veiw.JPG (27013 bytes) SBLive main.JPG (34699 bytes)

Сердцем SB Live! является чип EMU10K1, сейчас это самый мощный DSP (Digital Signal Processor - Цифровой Сигнальный Процессор) присутствующий на рынке звуковых карт. Быстродействие процессоров измеряется в MIPS (Million Instruction Per Second - Миллион Инструкций В Секунду). Например, Guillemot Home Studio Pro имеет DSP с производительностью 50 MIPS, а DSP в SB AWE64 показывает производительность около 36 MIPS. EMU10K1 состоит из 2 миллионов транзисторов и имеет производительность около 1000 MIPS. Для сравнения Intel 486DX имеет 1,2 миллиона транзисторов. Мощность EMU10K1 соответствует мощности Pentium 90 полностью выделенного под обработку звука.

 EMU10K1 разгружает основной процессор, беря на себя вычисления связанные со звуком. Он использует 32 битную обработку звука и может  выдавать звук с частотой до 48kHz используя новую разработку фирмы Creaive Labs, 8 точечную интерполяционную систему. Так же заявлено отношение сигнал/шум менее -96dB. SB Live! поддерживает полное аппаратное ускорение DirectSound, DirectSound3D и DS3D с Environmental Audio eXtensions (EAX). EAX - это открытый интерфейс прикладного программирования (API), который является расширением DirectSoudn3D API и разработан в сотрудничестве с Microsoft.

Если любите слушать MIDI, то здесь Вас ждет приятный сюрприз. SBLive! может одновременно воспроизводить до 256 каналов MIDI инструментов, из которых 64 аппаратные с 8 точечной интерполяционной технологией и 192 PCI wavetable. Банки инструментов размером от 2Mb до 32Mb загружаются в системную память. Для примера: SB AWE64 имеет 32 аппаратных и 32 программных канала MIDI.

Плата имеет четыре внешних позолоченных разъема: для микрофона, линейного входа и два выхода на колонки. Внутренние разъемы на плате обеспечивают подключение: модема, TAD, I2S, speaker, CD через аналоговый и цифровой вход. Обычно CD подключается к звуковой карте через аналоговый вход, но на большинстве CD приводов есть еще и цифровой выход. Это разъем с двумя штырьками, вместо четырех для аналогового выхода. При подключении звуковой карты к цифровому выходу CD привода, сигнал будет идти не на колонки подключенные к линейному выходу карты, а на устройство подключенное к разъему S/PDIF. На дочерней плате цифрового ввода/вывода расположены: MIDI вход и выход, вход/выход S/PDIF и выход для подключения цифрового многоканального усилителя (Digital DIN). Дочерняя плата подключается к SBLive! при помощи кабеля напоминающего IDE шлейф. Эта дочерняя карта может расширить возможности карты до поддержки конфигурации из 8 колонок, которую (конфигурацию) Creative сделает позже.

Список особенностей
Апаратные
Процессор (DSP Chip)   E-mu® Systems EMU10K1™
Разрешение ЦАП (DAC)   32 бит
Поддерживаемые частоты    
  Запись   11K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
16K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
22K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
32K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
44K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
48K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
  Воспроизведение   11K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
16K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
22K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
32K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
44K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
48K - 8bit/mono/stereo, 16bit/mono/stereo
Поддержка полного дуплекса.    
  Аппаратно   Да
  Програмно    
Разные частоты в полном дуплексе.   Да
Поддержка Plug & Play   Да
Тип шины    
  ISA    
  PCI   Да
  PCI версия   2.1
 
Входные характеристики
  Число входных каналов   8
  Линейный выход   Да
  Микорофон   Да
  Auxiliary   Да
  TAD   Да
  i?S   Да
  CD Audio    
  Аналоговый   Да
  Цифровой   Да
  Цифровой вход    
  SP/DIF   Да
  Fiber Optic   Нет
 
Выходные характеристики
  Число выходных каналов   6
  Число линейных выходов   4
  Выходной усилитель   Нет
  Цифровой выход    
  SP/DIF   Да
  Fiber Optic    
 
Поддержка MIDI
  Кол-во одновременных голосов   2561
  Wavetable    
  Аппаратный   Да
  Програмный   Да
 
Поддерживаемые операционные системы
  DOS   Нет
  Windows 95   Да
  Windows 98   Да
  Windows NT 3.5x    
  Intel (x86)   Нет
  DEC Alpha   Нет
  Windows NT 4.0    
  Intel (x86)   Да
  DEC Alpha   Нет
         
1 - 64-канала с запатентованной 8-точечной интерпаляционной технологией, 192 канала PCI wavetable

Ну и коротко о требованиях предъявляемых картой к компьютеру: Минимум - Pentium 133Mhz, 16Mb ОЗУ и ещё 72Mb свободного места на диске, Рекомендуемые - Pentium 166Mhz и 32Mb ОЗУ. Но чем больше, тем лучше :-). Особенно памяти, ведь в системной памяти компьютера приходится хранить банки инструментов MIDI (sound fonts),  конечно это можно подкачивать с винчестера по мере необходимости, Вы же не хотите, что бы при воспроизведении вашего любимого MIDI звук заикался.

Ну, вот карта вставлена в компьютер следующей конфигурации:

CPU Intel PentiumII 400MHz
M/B ASUS P2BLS
RAM 128Mb SPD 6ns
OS Windows 98

Windows 98 сразу обнаружила новое устройство и потребовала к нему драйвера. После установки драйверов и перезагрузки, драйвера написали, что они сейчас там все донастроят и это может занять до пяти минут. Ну ладно, засекаем пять минут. По прошествии 5 минут картина не изменилась. Ладно, перезагружаемся снова, и ЕСТЬ ЗВУК! В меню Свойства Системы появились новые пункты (два Voodoo2 это Obsidian X-24). Хочется отметить, что драйвера и софт инсталлировались без каких-либо проблем. Карта сама заняла свободное прерывание (IRQ 9), для SB AWE64 Gold приходилось вручную указывать ресурсы, Plag & Play срабатывал неправильно. Сразу пробуем оценить качество MIDI, но оно оказывается так себе. Оказалось, что надо было установить, через что мы будем воспроизводить MIDI.

После выбора нужного пункта  карта раскрыла все свои возможности. Честно говоря, по качеству проигрывания MIDI карта заметно превосходила SB AWE64 Gold. Все-таки и каналов больше, и четыре колонки... А при проигрывании MIDI файла со специальным загружаемым банком инструментов для него, трудно было поверить, что это не обычная звукозапись. Вы можете прослушать часть записи воспроизведения этого MIDI в wav формате, нажав сюда (MPEG Layer-3 121Kb) или сюда (11 025 Hz; 8 Bit; Mono; 163K). Но без загрузки специального банка инструментов звучание было совсем другим.
Сама карта поставляется с 3 (тремя!) CD, на которых записаны утилиты и программы:

Набор утилит так же разнообразен. Все управление собрано в AudioHQ Applet, здесь находятся пиктограммы всех утилит, которые управляют финкциями SBLive! . Отсюда производятся все настройки SBLive!. Пиктограмма AudioHQ Applet также устанавливается в tray (это там где часы и индикатор клавиатуры) и в панель управления. Нажав на неё, Вы попадете сюда:


При помощи утилиты SoundFont загружаются и настраиваются банки MIDI инструментов. По умолчанию SBLive! устанавливает банк объёмом 4Mb, но Вы легко можете заменить этот банк на банк в 2Mb или в 8Mb. Каждый банк имеет одинаковый набор инструментов, но они отличаются качеством звучания. Вы можете иметь несколько одновременно загруженных в память банков.
В панели Configure Instrument вы можете назначить каждому MIDI инструменту специальный банк.  Большинству людей эта возможность не понадобится, если только Вы не начнете создавать свои собственные MIDI композиции.
В панели Options можно задать размер кэша для SoundFont. Размер кэша должен быть не менее суммы размеров банков загруженных одновременно в память. Размер кэша не блокирует участок системной памяти для монопольного использования, он динамически выделяется из общей памяти, и в случае надобности может быть помещен в файл подкачки, если Windows понадобится память для выполнения текущих приложений.

Утилита Device Controls отвечает за так называемые низкоуровневые параметры..
В панели Wave Вы можете указать, сколько звуковых файлов может воспроизводиться одновременно. И хотя Вы можете указать до 32 одновременно работающих звуковых сессий, но в жизни максимально возможное число сессий как правило будет лишь 5. Это зависит от мощности вашего компьютера. И это не имеет отношения к работе под Direct Sound и Direct Sound 3D.
В панели MIDI можно включить эмуляцию WaveBlaster . Это важно для DOS игр, которые не могут на прямую поддерживать Creative Labs Advanced Wave Effects или AWE . Эта опция будет отключена, если в системе уже установлена SoundBlaster 16 или её эмуляция.
В панели Options Вы можете выбрать активное устройство.

Утилита KeyBoard это обычная MIDI клавиатура. Здесь можно точно настроить параметры работы MIDI интерфейса, для этого возможно придется воспользоваться утилитой SoundFont.

С помощью утилиты Sound Graph можно контролировать уровень на входных каналах.

Утилита Mixer позволяет полностью контролировать уровень мощности каждого канала.

А утилита Speaker используется для настройки колонок, особенно она полезна, когда Вы используете 4 колонки. В setup есть уже готовые настройки к более чем 50 играм. В той же панели есть пиктограммы источников звуков. Перетаскивая их из Panning Source, Вы можите сами расставить источники звуков.
В панели Options Вы можите включить Creative Multi-Speaker Surround (CMSS). CMSS использует технологию изменения фазы и задержки некоторых частот для создания пространства звука.

Утилита Environmental Audio позволяет управлять разными эффектами, менять тип реверберации (повторение), управлять эффектом хора, создавать эффект присутствия в лесу или в городе, в пещере или под водой, в концертном зале или туалете :-). Причем для каждого типа воспроизведения (wave, MIDI, CD Audio, ...) можно задать свои, уникальные установки.

environmental_audio.gif (31670 bytes)
a.gif (150501 bytes)




Результаты тестов на совместимость

.
Совместимость
Windows
DirectSound Да
DirectSound3D Да
DirectSoundCapture Да
UnReal Да
Quake 2 Да
Quake Да
DOS
Quake Нет
Doom v1.9 Нет

В заключение, хочется остановиться на одном программном продукте, который входит в состав стандартной поставки. Это - UnReal SE. Первая игра, использующая EAX. Скажу сразу, такого я ещё не слышал. Это действительно прорыв в 3D звуке. Четыре колонки создают полный эффект присутствия. Звук в UnReal и UnReal SE на SB Live! имеют мало общего. Звук стал реальным. На втором уровне, если подойдти к обрыву, то слышен шум водопада (этого нет в обычной игре), слышно как гильзы падают на пол, слышно как диски рикошетят по стенам. Игра стала другой, более реалистичной. Звук стал живым.
В настоящее время в Москве SB Live! продается по цене около 200$ (это без колонок, так называемый value edition), но это цена при доставке по серым каналам. В сентябре должны начаться официальные поставки в Россию, предполагаемые (все может измениться, ситуация в стране вон какая) цены: 99$ - без колонок и 199$  c колонками Cambridge SoundWorks (четыре колонки и subwoofer). Так что я всем рекомендую дождаться начала официальных продаж, ну а если Вы, прочитав эту статью, возжелаете эту карту немедленно приобрести, то Вы тоже не будите разочарованы.

Заключение

SB Live! - Это новый этап развития 3D звука. Если ускорители трехмерной графики стали уже привычными, то ускорители 3D звука ещё только завоёвывают рынок. В скором времени 3D ожидается оживление на рынке звуковых карт, Aureal так же продвигает свой стандарт 3D звука. Нам предстоит стать свидетелями битвы титанов. По сегодняшний  SB Pro является стандартом de facto для игр под DOS . Удастся ли Creative Labs установить новый стандарт в 3D звуке, как когда-то стандартом стал SoundBlaster Pro?...

Автор выражает признательность Андрею Воробьёву за помощь в проведении тестирования,  и за моральную поддержку при написании этой статьи.

Плата Creative Sound Blaster Live! предоставлена фирмой iPLabs
 
Сергей Ситников ()
Опубликован -- 2 сентября 1998 г.
Hosted by uCoz