“3D SOUND” = ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК .
Симаненков Дмитрий.
digital_sound@bigfoot.com
Большинство
современных дешёвых и не очень звуковоспроизводящих устройств включая звуковые
карты для персональных мультимедиа компьютеров позволяют воспроизводить звук в
режиме “3D Sound” или “Suround”, что можно перевести как “объёмный звук”. Что же
это такое и для чего это нужно? Системы объёмного воспроизведения звука были
разработаны потому, что качество звучания, реализуемое обычной
стереофонической системой или головными телефонами, перестало
удовлетворять взыскательных слушателей. Хотя стерео системы и создают эффект
пространственного звучания за счет синтеза панорамы мнимых источников звука
(МИЗ) между двумя громковорителями (рис. 1), все же стереозвучание имеет
существенный недостаток. Стереопанорама получается плоской и ограничена углом
между направлениями на громкоговорители.
Рис. 1. Стереопанорама
.Такое звучание в значительной степени лишено естественности, свойственной тому, что достигается в реальном звуковом поле, когда человек способен воспринимать реальные источники практически со всех направлений как в горизонтальной так и в вертикальной плоскостях и оценивать, хотя порой и с ошибками, расстояние до источников звука. Считается, что восприятие звуков с разных направлений и расстояний имеет важное значение не только как факт их пространственного расположения. Оно создаёт у
слушателя ощущение звучащего объёма (трёхмерного звукового поля), существенно обогащает тембры музыкальных инструментов и голосов, восстанавливая реверберационный процесс, свойственный первичному помещению (концерному залу). Обычная стереофония создаёт эффект пространственного звучания в очень ограниченной области перед слушателем, не позволяет в полной мере выявить названные особенности восприятия звуков в реальном звуковом поле и, следовательно, снижает качество звучания. Квадрофонические системы также не обеспечивают полную имитацию реального звукового поля. Во-первых, при квадрофонии не получается круговая стереопанорама - слушатель ощущает обычную стерео панораму перед собой и заднюю стерео панораму сзади себя. Во-вторых, все мнимые источники звука располагаются в одной плоскости и на линии между динамиками, т.е. нет глубины и нет, собственно, 3-го измерения и трёхмерного объемного звучания (Рис. 2).Рис. 2. Квадропанорама.
Головные стерео телефоны также не позволяют получить естественное звучание воспроизводимой фонограммы. Дело в том, что возникающее при этом впечатление бесконечной ширины стереобазы и четкая локализация звукового изображения внутри головы слушателя не могут удовлетворить требовательных меломанов. Для устранения эффекта локализации звука внутри головы применяются схемы подобные приведенной на Рис. 3.
Рис. 3. Блок схема устройства создания объемного звука для стереотелефонов.
Здесь сигналы левого и правого каналов через входные устройства А1 и А2 поступают соответственно на делители напряжения А3 и А6 и на входы перекрестных каналов, состоящих из линий задержки (ЛЗ) А4, А5, согласующих устройств А8, А9 и фильтров нижних частот (ФНЧ) Z1, Z2. С делителей А3, А6 сигналы подаются на корректоры АЧХ А7 и А10 и далее - на один из входов сумматоров, а с них - на входы усилителей мощности для стереотелефонов. Таким образом, на выходе каждого канала формируется сигнал, состоящий из ослабленного и скорректированного сигнала своего канала и задержанного и соответствующим образом скорректированного сигнала другого канала.
Подобными устройствами, выполненными в виде приставок или
встроенных устройств в настоящее время оснащены многие музыкальные центры.
Интересно, что такие устройства могут быть реализованы и чисто программными
методами с использованием цифровой обработки сигналов в реальном времени.
Читатели, имеющие персональный компьютер с фулдуплексной звуковой картой (к
сожалению программа плохо работает с картами производства сингапурской фирмы
Creative Labs.), могут скачать одну
из подобных программ из Интернет с сервера www.geocities.com/SunsetStrip/Palladium/2932/v108.zip.
Программа с этого сервера кроме того позволяет
добавить эффекты реверберации для маленького, среднего и большого помещения,
эхо, хорус, флэнжер и имеет довольно неплохой эквалайзер, значительно улучшающий
воспроизведение низких (20..60 Гц) частот через стереотелефоны среднего класса
качества. Все эффекты работает в реальном времени даже на очень дешевых звуковых
картах без DSP процессоров, например на OPTi-931 или Acer S23.
Наиболее совершенный метод
имитации реального трёхмерного звукового поля это Бинауральная передача
звука . Бинауральный метод состоит в том, что звуковая информация
воспринимается микрофонами, размещёнными в ушных раковинах человека или
“искусственной головы” - модели, симулирующей слуховое восприятие человека.
Сигналы, поступающие с каждого микрофона, усиливаются раздельными усилителями
низкой частоты и воспроизводятся стереотелефонами. В идеале такая система
позволяет создать полную иллюзию естественного звучания.
Она как бы переносит слушателя из помещения прослушивания в помещение, откуда ведётся передача. Однако полноценно прослушивать её можно только с помощью стереотелефонов и при условии что в качестве образца для создания искусственной головы использовалась именно ваша голова. Читатели могут прослушать бинауральные демонстрационные звуковые WAV файлы, скачав их через Интернет с серверов
www.lakedsp.com, www.wа.com.au/lake, www.3daudio.com, www.geocities.com/SiliconValley/Pines/7899, www.geocities.com/SunsetStrip/Palladium/2932/3d_audio.htm.
Рис. 4. Блок схема бинаурального процессора.
Он состоит из усилителей сигналов левого и правого каналов А1, А2, усиливающих сигналы с микрофонов, установленных в искусственной голове А0, линий задержки D1, D2, фазовращающих устройств U1, U2 и сумматоров Е1, Е2. После обработки бифоническим процессором сигналы, приходящие из колонок в уши слушателя суммируются так, что левое ухо слышит только сигналы левого канала, а правое - правого канала. Таким образом, можно сказать, что бифонический эффект подобен бинауральному и отличается от него только способом воспроизведения бинауральной записи.
И хотя площадь, где он отчётливо проявляется, невелика, зато, находясь в её пределах, слушатель может иметь представление о расстоянии до источников звука и их взаимном расположении в пространстве в момент записи, чего не удаётся достигнуть при стереофоническом звуковоспроизведении, дающем представление только о расположении источников звука на линии между звуковыми колонками. Другое интересное свойство бифонического процессора - это возможность расширения с его помощью стереобазы обычных стереофонических записей. Именно это обычно и имеется ввиду под “3DSound”. А если сиcтема позволяет увеличить мнимый угол между направлениями на звуковые колонки (Рис.1) до 180 градусов, то такую систему называют “Suround” и создаваемая звуковая панорама для неё будет такой же как при прослушивании на стереотелефоны, но без концентрации мнимых источников звука внутри головы слушателя. Конечно, бифонический процессор может быть реализован чисто программными методами с использованием методов цифровой обработки сигналов в
реальном времени. Читатели, имеющие персональный компьютер с фулдуплексной звуковой картой, могут скачать одну из подобных программ из Интер www.geocities.com/SunsetStrip/Palladium/2932/v108.zip нет с сервера или http://www.geocities.com/SiliconValley/Pines/7899Отзывы и пожелания можно направлять автору по e-mail:
digital_sound@bigfoot.comСиманенков Дмитрий.