Новое звучание звуковых плат Yamaha XG.



автор: Дмитрий Зайцев
Copyright©1999 www.midi.ru

    Еще сравнительно недавно «новые звуки» для синтезаторов Ensoniq, Korg и др. хранились на дискетах, загружаясь как новые аппаратные настройки по средством SysEx. Можно ли подобным образом изменить привычное звучание известных синтезаторов для PC?

    Несколько слов о предмете разговора

    Кто не знает дочерней звуковой платы Yamaha DB50XG, еe младшей, несколько странноватой, сестрeнки SW60XG, получившимися в процессе отрезания лишнего от звукового модуля Yamaha MU50XG? Благодаря широкой мировой компьютеризации, эти замечательные синтезаторы поставили в свои системные блоки и любители качественного MIDI в мультимедиа приложениях, и компьютерщики, увлекающиеся музыкой, и даже профессиональные музыканты, желающие всегда иметь под рукой не дорогой, простой в обращении, гибкий в использовании и разнообразный по звучанию инструмент.

    О звуковых платах – тон-генераторах фирмы Yamaha неоднократно писали во многих журналах, этим устройствам посвящено множество сайтов в Интернете. Попытаемся обобщить и дать краткую характеристику этим, ставшим уже легендарными, устройствам. Звуковые платы Yamaha DB50, SW60, внешний компьютерный тон-генератор MU10 XG являются полным электронным аналогом профессионального тон-генератора MU50XG и построены на основе мощного звукового процессора, имеющего 32 нотную полифонию и 16-ти частную мультитембральность. Подобный процессор используется и в других профессиональных синтезаторах, таких как MU80, CS1x, QS300 и других. Особенность этого, довольно мощного, процессора, заключается в использовании большого количества параметров для формирования звука, что позволяет достичь разнообразного звучания синтезаторов построенных на его основе. Причем все параметры изменяются в реальном времени. Динамическое панорамирование, изменение характеристик резонансных фильтров, параметров огибающей и т.п. делает звук синтезатора динамичным, легко управляемым, и в итоге, более живым.

    Основным недостатком всех вышеназванных синтезаторов является отсутствие оперативной памяти для загрузки других звуков. Даже профессиональный набор звуков, специально адаптированный для данного синтезатора, со временем становится слишком привычным, возникает необходимость разнообразить палитру используемых в работе звуков. Можно купить звуковую карту – семплер, но поработав со XG тон-генераторами, привыкаешь к необычайно простому, но вместе с тем чрезвычайно гибкому, по канальному MIDI управлению фильтрами, огибающими, LFO, эффектами и т. п. Можно долго описывать широкие возможности трех 24 битных процессоров эффектов, привыкнув к возможностям которых, также не хочется расставаться с ними. Цена семплера с подобной управляемостью лежит за гранью в 2500$. Попробуем разобраться, что же можно сделать со звучанием звуковых плат Yamaha, для того чтобы разнообразить палитру прошитых в них инструментов.

    Что Можно Изменить

    Четырех мегабайтный ROM DB50XG (такой же, кстати как и у синтезаторов MU50, SW60, MU10, QS300) содержит 737 различных семплов (голосов или элементов, как их называют в спецификации), включающих 676 инструментов, 21 набор ударных, и 2 набора шумовых звуков, которые будучи определенным образом объединены и организованны, образуют 480 инструментов спецификации XG для синтезатора DB50XG. Инструменты могут состоять из одного или двух семплов (элементов) ROM, определенным образом настроенных и смикшированных. В разных синтезаторах с одним и тем же основным процессором подобная «настройка и перетасовка» разная, что и позволяет добиться разнообразия в звучании различных ямаховских синтезаторов имеющих в своей «прошивке» один и тот же стандартный набор звуков.

    Справедливости ради, надо заметить, что трудно однозначно верно утверждать о схожести «чипсетов», прошитых в них звуков, различной совместимости между моделями разных ценовых категорий, так как Yamaha, по понятным причинам, не афишируют подобную информацию. Лишь методом проб и ошибок, сравнений, изучения спецификаций, экспериментов можно сделать некоторые выводы и рекомендовать их применение другим пользователям.

    Возникает закономерный вопрос: нельзя ли, имея принципиально схожее «железо», заставить один синтезатор эмулировать звучание других своих родственников, «перенастроив» его в соответствии с «чужими установками». Ответ не так очевиден, так как все же существуют некоторые принципиальные ограничения. Дело в том, что, как уже говорилось, синтезатор используемый в этом семействе может воспроизводить на одном канале MIDI только одно- или двухэлементный звук (надо заметить, что инструмент состоящий из двух элементов «съедает» два голоса из 32 голосной полифонии). Инструменты QS300 и CS1x, пользуясь своей внутренней «операционной системой», захватывая два MIDI канала синтезатора, могут воспроизвести соответственно звук состоящий максимум из четырех элементов (режим Performance).

    Для простых устройств, вроде DB50XG, подобное невозможно без специального программного обеспечения (к примеру программы XG Gold). Однако одно- и двухэлементные инструменты существующие на пример для синтезатора QS300, мы можем получить, переписав команды SysEx (Системные Эксклюзивные Сообщения) от QS300 для DB50XG! Не будем вдаваться в сложные протоколы написания SysEx (для каждого конкретного синтезатора существует своя, общедоступная документация), для нас главное – простой и быстрый результат, благо нашлись люди сделавшие эту не легкую работу за нас.

    Я, без особого труда, нашел в интернете (на пример на сайте www.yamaha.co.uk) 32 MIDI файла, каждый из которых уже содержит SysEx команды, создающие до 32 новых, порой совершенно потрясающих, инструментов, в специально отведенном пользовательском банке. Загружаешь обычный MIDI файл в свой любимый секвенсер, выполняешь все SysEx. В пользовательском XG банке № 8064 на номерах инструментов от 1 до 32 можешь услышать и работать с новыми инструментами, точно также как и с обычными инструментами DB50XG. Любители покрутить ручки могут воспользоваться различными программами, сделанными специально для создания новых звуков из уже имеющихся: это и XG Gold, и XG300, интерфейс которой выполнен в виде старинного синтезатора Yamaha Prophet 5, а также другими, менее известными.

    Мода и Мы

    Мода на звуки меняется столь стремительно, что мы не только не успеваем приобретать новые инструменты, но и осваивать старые. Большинство SysEx MIDI библиотек для DB50XG содержат «заводские» звуки для QS300, а также несколько дополнительных библиотек, выпускавшихся ранее для этого популярного синтезатора: Synth to Heaven, Xtasy set, Dance set. Многие инструменты звучат очень современно, особенно динамично звучат сольные инструменты, в которых частота среза резонансного фильтра зависит от Velocity. Очень любопытна библиотека сюрреалистических звуков созданная известным в XG сообществе Клеменцом Курцем (Clemens Kurtz).

    В качестве заключения

    Описанный выше способ позволяет сильно расширить привычное звучание известных синтезаторов, упрощает и ускоряет работу по поиску, созданию и использованию новых звуков. Главное же преимущество заключается в возможности держать библиотеку используемых в MIDI композиции звуков не посредственно в самом MIDI файле. В Интернете существует несколько сообществ пользователей XG синтезаторов, и послав или получив MIDI «творение» с другого конца Земли и имея тот же синтезатор, что и у автора MIDI композиции, вы услышите абсолютно тот же звук, что и сам автор.

    Процессоры, на которых построены многие известные синтезаторы, сложны почти также как и центральные процессоры компьютеров, их разработка требует много времени и денег. Упрощать, уже имеющийся у фирмы звуковой процессор, для того, чтобы поставить его в дешёвую звуковую плату, часто дороже, чем разрабатывать новый. Вот и имеют некоторые устройства больше возможностей, чем это декларируется производителем, и подобное происходит очень часто. В свете продвижения на рынок новых дорогостоящих устройств, на сайте www.yamaha.co.uk информация «о новых звуках для DB50XG» по понятным причинам находится не на самом видном месте, но поклонники этого устройства продолжают писать и совершенствовать программы для создания новых звуков, создавать новые библиотеки инструментов, стремясь более полно использовать резервы очень не плохого синтезатора Yamaha DB50XG.


Hosted by uCoz